Обзор посвящен анализу материалов Фонда о проведении диагностики в педагогическом процессе с целью определенипя особенностей диагностики процесса образования на основе ТРИЗ. Проведен анализ групп материалов: диагностика личности в ТРИЗ-образовании; диагностика ТРИЗ-образования как процесса; комплексная оценка результатов ТРИЗ-образования. Анализ каждой группы проведен по следующим характеристикам: цель диагностики, методы и методики исследования, структура диагностической процедуры, результат диагностики, сведения об апробации, валидности, надежности диагностики.
В обзоре поставлена проблема изучения личности в творческой деятельности на основе идеализации как методологического подхода, сформированного на теории идеализации. Приведено обоснование применения идеализации к построению процесса формирования личности в творческой деятельности посредством анализа развития элементов теории идеализации в философии, психологии, педагогике, ТРИЗ.
В обзоре представлен анализ материалов Фонда, посвященных проблемам разработки и внедрения ТРИЗ как содержания образования в учебные предметы. Анализ приведен по следующим группам: структуризация предмета; введение новых форм организации и управления учебным процессом; разработка отдельных уроков с введением инструментов ТРИЗ; разработка серии уроков (отдельных тем) с введением инструментов ТРИЗ; разработка курса с введением инструментов ТРИЗ; разработка методических рекомендаций использования данного курса; разработка учебного пособия к данному курсу.
В обзоре проведен анализ материалов, посвященных теоретическим, методическим аспектам организации исследовательской деятельности школьников: понятия "исследовательская деятельность школьников", "исследовательские умения школьников", особенности организации исследовательской деятельности, характер целеполагания, содержание, формы существования в учебной и внеучебной деятельности, роль исследований учащихся в процессе становления личности, решении проблем педагогики и др. Сделана попытка сопоставить педагогические и ТРИЗ-педагогические исследования с целью формирования целостного представления о степени разработанности этого направления в теории и практике ТРИЗ-педагогики, выявление дальнейшего развития данного направления исследования.
В обзоре представлен анализ материалов, посвященных применению ресурсного подхода как методологии общенаучного уровня в ТРИЗ-педагогике с трех позиций: образовательный процесс как объект педагогики, творческий процесс как объект ТРИЗ, особенности творческой деятельнсоти как объект педагогической психологии. Материалы проанализированы следующими группами: как инструмент решения задачи; как подход к изучению явлений, объектов; как часть содержания ТРИЗ-образования.