Рассмотрена биография как метод исследования. Сделана попытка выявить критерии для отбора имен и качеств творческой личности. Проведено сравнение этих критериев у разных авторов. Показаны особенности "женского варианта" творческой личности. Рассмотрена проблема кумиров и идолов, отмечены изменения в понимании этих проблем в настоящее время.
Во 2-й части проанализированы биографии из Фонда материалов по ТРИЗ на предмет их отличия от схемы написания, предложенной И.М. Верткиным.
Показана история развития сводных картотек как метода коллективной исследовательской деятельности. Дан анализ их содержания, составлен алфавитно-предметный указатель. рассмотрены возможные варианты использования этой форы коллективной работы в современных условиях.
Обзор посвящен анализу материалов Фонда о проведении диагностики в педагогическом процессе с целью определенипя особенностей диагностики процесса образования на основе ТРИЗ. Проведен анализ групп материалов: диагностика личности в ТРИЗ-образовании; диагностика ТРИЗ-образования как процесса; комплексная оценка результатов ТРИЗ-образования. Анализ каждой группы проведен по следующим характеристикам: цель диагностики, методы и методики исследования, структура диагностической процедуры, результат диагностики, сведения об апробации, валидности, надежности диагностики.
В обзоре поставлена проблема изучения личности в творческой деятельности на основе идеализации как методологического подхода, сформированного на теории идеализации. Приведено обоснование применения идеализации к построению процесса формирования личности в творческой деятельности посредством анализа развития элементов теории идеализации в философии, психологии, педагогике, ТРИЗ.
В обзоре представлен анализ материалов Фонда, посвященных проблемам разработки и внедрения ТРИЗ как содержания образования в учебные предметы. Анализ приведен по следующим группам: структуризация предмета; введение новых форм организации и управления учебным процессом; разработка отдельных уроков с введением инструментов ТРИЗ; разработка серии уроков (отдельных тем) с введением инструментов ТРИЗ; разработка курса с введением инструментов ТРИЗ; разработка методических рекомендаций использования данного курса; разработка учебного пособия к данному курсу.
В обзоре проведен анализ материалов, посвященных теоретическим, методическим аспектам организации исследовательской деятельности школьников: понятия "исследовательская деятельность школьников", "исследовательские умения школьников", особенности организации исследовательской деятельности, характер целеполагания, содержание, формы существования в учебной и внеучебной деятельности, роль исследований учащихся в процессе становления личности, решении проблем педагогики и др. Сделана попытка сопоставить педагогические и ТРИЗ-педагогические исследования с целью формирования целостного представления о степени разработанности этого направления в теории и практике ТРИЗ-педагогики, выявление дальнейшего развития данного направления исследования.
В обзоре представлен анализ материалов, посвященных применению ресурсного подхода как методологии общенаучного уровня в ТРИЗ-педагогике с трех позиций: образовательный процесс как объект педагогики, творческий процесс как объект ТРИЗ, особенности творческой деятельнсоти как объект педагогической психологии. Материалы проанализированы следующими группами: как инструмент решения задачи; как подход к изучению явлений, объектов; как часть содержания ТРИЗ-образования.
ТРИЗ рассматривается с трех точек зрения - ТРИЗ как наука, обучение ТРИЗ и создание информационных потоков. В частности, рассматривается такой феномен как "Школа ТРИЗ", а также вопросы истории ТРИЗ.
Обзор написан в 2002 году, изменения, связанные с современными событиями в ТРИЗ, в него не вносились.