Статья написана как отзыв на работу Ю.Г. Тамберга. Проанализированы проблемы современной педагогики. предложены вероятные возможные пути выхода из создавшейся ситуации. Рассмотрены основные положения психологической теории творчества (ПТТЛ) (Э. Соснин, Б. Пойзнер).
Показана история развития сводных картотек как метода коллективной исследовательской деятельности. Дан анализ их содержания, составлен алфавитно-предметный указатель. рассмотрены возможные варианты использования этой форы коллективной работы в современных условиях.
Список составлен в 2003 году и включает все рукописные работы по использованию ТРИЗ в решении научных проблем, имеющиеся в Фонде материлов по ТРИЗ на тот период времени.
Обзор посвящен анализу материалов Фонда о проведении диагностики в педагогическом процессе с целью определенипя особенностей диагностики процесса образования на основе ТРИЗ. Проведен анализ групп материалов: диагностика личности в ТРИЗ-образовании; диагностика ТРИЗ-образования как процесса; комплексная оценка результатов ТРИЗ-образования. Анализ каждой группы проведен по следующим характеристикам: цель диагностики, методы и методики исследования, структура диагностической процедуры, результат диагностики, сведения об апробации, валидности, надежности диагностики.
В обзоре поставлена проблема изучения личности в творческой деятельности на основе идеализации как методологического подхода, сформированного на теории идеализации. Приведено обоснование применения идеализации к построению процесса формирования личности в творческой деятельности посредством анализа развития элементов теории идеализации в философии, психологии, педагогике, ТРИЗ.
В обзоре представлен анализ материалов Фонда, посвященных проблемам разработки и внедрения ТРИЗ как содержания образования в учебные предметы. Анализ приведен по следующим группам: структуризация предмета; введение новых форм организации и управления учебным процессом; разработка отдельных уроков с введением инструментов ТРИЗ; разработка серии уроков (отдельных тем) с введением инструментов ТРИЗ; разработка курса с введением инструментов ТРИЗ; разработка методических рекомендаций использования данного курса; разработка учебного пособия к данному курсу.
В обзоре проведен анализ материалов, посвященных теоретическим, методическим аспектам организации исследовательской деятельности школьников: понятия "исследовательская деятельность школьников", "исследовательские умения школьников", особенности организации исследовательской деятельности, характер целеполагания, содержание, формы существования в учебной и внеучебной деятельности, роль исследований учащихся в процессе становления личности, решении проблем педагогики и др. Сделана попытка сопоставить педагогические и ТРИЗ-педагогические исследования с целью формирования целостного представления о степени разработанности этого направления в теории и практике ТРИЗ-педагогики, выявление дальнейшего развития данного направления исследования.